ХХ-й Юбилейный Чемпионат по дельтапланерному спорту.

   

С 1997г. по 1999г. чемпионаты России по дельтапланерному спорту  проводились в Казахстане на дельтадроме Уш - конур под Алма - атой. Это было вызвано тем, что чемпионаты 1995 и 1996 годов в Кызыле и Онгудае были проведены с трудом, и в основном из-за плохих погодных условий и отсутствия возможностей достойно разыграть  упражнения.

     Мнения большинства участников свелись к тому, что лучше дороже заплатить за дорогу и быт, но нормально полетать, чем так мучиться на российских дельтадромах. И это решение действительно оправдалось. Так вместе с казахскими спортсменами на чемпионат собиралось достаточное количество участников достойного уровня.

    Но год от года все сложнее стало добираться россиянам, а проблемы с местным населением на посадках и при проезде по Казахстану поставили вопрос о возвращении чемпионов России на Родину. Но вот юбилейный ХХ чемпионат на российской земле на Урале на    дельтадроме Аскарово в Башкирии. Организаторами выступали Башкирская  ФДС и местные власти с РОСТО. Почему  Башкирия?

   Во-первых, чтобы провести соревнования такого уровня, нужен квалифицированный руководитель и поддерживающий его коллектив.

  Во-вторых, дельтадром  Аскарово регулярно эксплуатируется. Уральский регион этот дельтадром не забывает, систематически проводятся чемпионаты Башкирии, а также Свердловские и Челябинские пилоты не забывают Аскарово.

   Башкирская ФДС вышла с инициативой проведения соревнования, а обязанности начальника и главного судьи взяла на себя семья Масалимовых - Азит и Елена. Что касается Томской команды - УВЫ! Ни ветераны, ни молодежь не смогли или не захотели, у всех нашлись причины, чтобы не ехать на юбилейный  чемпионат, хотя Областной совет РОСТО принял долевое участие в командировании команды.

   И вот я, в единственном лице, на видавшем виды жигулях, с некоторым опозданием, спешу в Аскарово на свой 16-ый чемпионат (4-й пришлось пропустить). По дороге между Омском и Новосибирском попадается на встречу ВАЗ 09, буксирующий новенький «Круиз» один из лучших 2-х местных дельталетов, по-видимому, купленный в Казани. Значит, сверхлегкая авиация в азиатской части России еще жива и даже развивается.

     Поздним вечером между Челябинском и Магнитогорском на заправке встречаю команду Свердловской области во главе с Дмитрием Гончаровым, возвращающихся домой из Аскарово и везущих домой погибшего при облете дельтадром Владимира Маевского.

    Да, Аскарово вновь показывает свой непростой характер, выхватив из наших спортивных рядов очередную жертву и, похоже, больше всех на этом дельтадроме досталось Свердловской команде.

    Перебирая в памяти все наши дельтадромы, думаю, что по совокупности, количеству полетов, их качества и безопасности все-таки алма-атинский Уш-Конур занимает лучшее место. И если приложить усилия, то азиатские чемпионаты можно было проводить именно там. Это бы способствовало укреплению дельтапланеризма, как в Казахстане, так и в России. А климатические условия, инфраструктура, международный аэропорт, дороги и транспорт, а самое главное пилоты, энтузиасты и организаторы этих мероприятий в Алма-Ате, есть.

   К обеду 30.V. добираюсь до Аскарово, в лагере только что состоялось открытие ХХ - го Чемпионата России и поднятие флага соревнований.    Встреча с друзьями, ветеранами, и молодыми еще не знакомыми пилотами всегда волнующее событие. Вижу микроавтобус Сергея Стрелова из Междуреченска и ВАЗ 09 Кости Вдовенко, да Кемеровская команда не подвела - прибыла в достойном составе. На другом микроавтобусе команда «Орлов» из заполярья, Ненецкий национальный округ, вот уж кому достались самые длинные километры. Здесь же и повидавший в прошлые годы Казахстан опель Николая Гусарова из Мурманской области. Команда Москвы и Маевцы со своими «Призраками», а вот и жигули Александра Зинковского из Волгограда. Жаль, что утром уехал Володя Мысенко и с ним часть башкирских пилотов. Прохожу мандатную комиссию и готовлю «Сталкер» к завтрашним полетам.

       О мандатной комиссии, а точнее об использовании спортсменов – личников в составе других команд необходимо сказать отдельно. В предыдущие годы были попытки дать возможность личникам выступать за другие команды не законодательно, так как в положениях о соревнованиях это было закреплено спорно. Ранее, занимаясь подготовкой томских команд к чемпионатам, я всегда ревностно относился к «покупке» спортсменов, но времена изменились, почти не осталось командирующих организаций РОСТО или местных властей, многие едут за свой отсчет. Некоторые еле сводят концы с концами и уговаривают организаторов на возможные льготы в виде разведки погоды или выполнение каких-либо хозяйственных задач и уменьшение стартового взноса. Нужно как-то отрегулировать этот вопрос законодательно, дав возможность спортсменам - личникам приезжать на соревнования с возможностью сократить свои затраты и командам борющимся за командные места сохранять объективность. На мой взгляд это компромисс между командами, личниками и организаторами соревнований. Возможно, перед соревнованиями, личник заключает контракт с командой, претендующей на его участие в своем составе (с полной или частичной компенсацией стартового взноса, проживания, питания или вознаграждения за занятое место), а организатору за этот переход (контракт) команда доплачивает процент от стартового взноса. Для начала, думаю, что хватило бы 10%, а потом можно будет оценить ситуацию и откорректировать положение. А пока мне удалось решить вопрос с Сергеем  Стреловым и Азатом Масалимовым о выступлении за томскую команду личника кемеровской сборной Владимира Боринского, молодого спортсмена-юниора, подающего надежды в дельтапланерном и дельталетном спорте. 

Дневник чемпионата

31.05

    На 2-х КАМАЗах выезжаем на старт.  От места разгрузки КАМАЗов до самого старта приходиться нести свои крылья примерно 100 - 200 метров вверх по склону гребня в зависимости от направления ветра и это один из минусов аскаровскрго дельтадрома. Второй минус – это недостаточная высота, при отсутствии ветра или его слабости выпарить ну очень сложно. Вот и сегодня южный ветерок вдоль склона -  разыграть упражнение маловероятно. Поэтому, принимаем решение сделать еще один день облета дельтадрома, чтобы успокоить нервы после произошедшего ЧП. Время еще позволяет. Кто хотел, слетел в лагерь, остальные оставили крылья на старте.

1.06

   Сильный ветер вдоль склона. Летный день отменен. Одним из не многих плюсов Аскарово является волейбол.  При нелетной погоде близость базового лагеря позволяет ожидать погоду не только на старте, но и в лагере и тогда большинство участников чемпионата занимает волейбольную площадку и страсти не утихают до вечера, а меньшинство «горе» - автолюбителей может заняться ремонтом своих авто и подготовкой транспорта к обратной дороге - чем мне и пришлось заниматься все нелетное время. Большое спасибо моим соседям Сергею и Владимиру Орловым, Николаю Гусарову и Геннадию Нехлебову.

2.06

    Поставлен треугольный маршрут - двойной облет 25-ти километрового треугольника. Но погоды опять нет, северо-восточный ветер вдоль склона. С самого начала была договоренность ставить только упражнения с мастерскими нормативами, а при слабой погоде, чтобы не иметь нулевых результатов, разыгрывать Спидглайдинг. Но мнения разделились и Спидглайдинг в зачет чемпионата не прошел. Первая попытка разыграть отдельным зачетом скоростной спуск была проведена, но до протоколов дело не дошло.

3.06

    Погода вроде обнадеживает, но есть сомнения в реальности серьезного маршрута и поэтому, принимается решение уменьшить маршрут до 21,6 км до Холилово. Из 30 участников L= 5км преодолевают 16 спортсменов.

Лучший результат у Масалимова Азата 18,4 км, второй у Владимира Леуськова 14,8 км, третий у Кутузова Михаила 14,2 км.

4.06

    Опять нелетный день. Начинаем попадать в цейтнот. Народ все сильнее расслабляется, условия для этого есть, шоппинг прямо в лагере, да и автотранспорт всегда под рукой. Жаль, что сверхлегкая авиация и здоровый образ жизни с некоторых пор начинают все дальше удалятся друг от друга, а вопросы безопасности полетов и медицинский допуск не особенно заботят организаторов соревнований, РП. И это так практически на всех соревнованиях.

   С большой радостью встретили участники чемпионата экипаж  ультралайта «Птенец-2» Виктора Хрибкова и Юрия Бушуева прилетевших  из Кумертау через Уральские горы. Осуществилась двойная мечта Виктора прилететь в Аскарово сначала на дельталете, а позже на «Птенце».

Виктор один из старейших дельтапланеристов страны, начал заниматься дельтапланеризмом с 1975года в

Новосибирске в СибНИА, вместе с Александром Савельевым и Анатолием Осиповым участвовал во втором Сибирском слете в городе Курае на Алтае в 1976 году. Он со студенческих лет связал свою жизнь с малой авиацией, организатор и конструктор дельтапланов, дельталетов и ультралайтов сначала в Новосибирске, затем в Свердловске и теперь в Кумертау, где им был создан АТСК «Ротор», где были построены в кооперации с Мелеузом и Владимиром Мысенко многие Апогеи: дельталет «Урал» и ультралайт «Птенец». Но  главное, создан коллектив соратников и воспитаны спортсмены. Наивысших достижений добился Юрий Бушуев став МСМК неоднократным чемпионом страны и Мира, первой Икариады в 1997г. в классе дельталетов и микросамолетов.              Вечерами у костра вспоминали перелеты, пели почти все песни «дельтапланерного» фольклора, а так же популярные песни 70-х и 80-х годов. Здесь еще раз раскрылась одна из граней характера Виктора, как расказчика историй и исполнителя песен. Достойную конкуренцию ему составили песни в исполнении Азата Масалимова (хотя по занятости проблемами чемпионата ему было не до песен). И, конечно же, веселый задор у вечерних костров доставляли пилоты Самары Игорь Гарацук и Виктор Иващев. Братья Орловы тоже радовали своими песнями, и гитара переходила из рук в руки. И вот пожалуй здесь, у костра, вечерами, даже при отсутствии погоды, тяготах сегодняшней жизни мы осознавали свою причастность к авиации, к делу, которому многие посвятили большую часть жизни, к настоящей дружбе, к ушедшим друзьям, к тому что не зря сегодня мы здесь и что это должно продолжаться в будущем.

5.06

    Слабый динамик, выигрыш над стартом не более 100м. Закрытие времени выполнения упражнения продлено до 20 часов. Во время стартового окна на маршрут уйти никому не удалось, упражнение прежнее - полет до цели. К концу стартового времени несколько спортсменов баражировали под хребтом в надежде на поздний «пузырь» и уйти за  минимальную дистанцию, но, увы, «пузыря» не было, и часть спортсменов полетела в лагерь. Оставшиеся несколько спортсменов летали в свое удовольствие, хоть немного компенсируя отсутствие погоды и розыгрыш упражнения.

Один дельтаплан еще в конце стартового окна улетел на северную оконечность хребта и пытался что-то поймать там, но было проблематично пробиться даже обратно к лагерю. И вот он – это был Владимир Ледевков, решает взять нулевую дистанцию и вроде ему это удается, но время отведенное на упражнение уже закончилось. Его апелляции к ГСК на розыгрыш еще одного летного дня не принимаются.

6.06.

    Погода вроде обнадеживает, западный ветер на основной старт, но есть опасение, что ветер может усилиться. В лагере подготавливают «Птенца» к обратному перелету в Кумертау,  а ветер все крепчает, «Птенцу» придется все время лететь против ветра.  Короткий разбег, взлет, вираж над стартом.

Мы все машем руками, провожая друзей. Счастливого пути! Упражнение: дальность до намеченной цели через 2 пп 50 км. Ветер действительно усилился и временами приходится прикрывать старт, но часть пилотов уже ушла на маршрут. День будет разыгран и появляется реальная возможность разыграть Чемпионат, нужно три летных дня. Время начинает поджимать, с трудом выхожу на старт, приходится спускаться ниже на перегибе ветер до 15 м/сек. Дожидаюсь некоторого ослабления и слегка отдав ручку, вертикально ухожу вверх  метров на 30 над вершиной, пара галсов и уже 300 м над хребтом. Набрать больше не удается, сильным ветром разрывает потоки  и только отдельные «пузыри» позволяют набрать высоту до 400 м, но потом начинает сносить за склон. Ветер, похоже, еще больше усилился, старт снова прикрыт, пытаюсь обработать поток чуть правее старта, набираю еще метров 100, сносит за склон и, потерян поток. Пытаюсь снова пробиться на наветренную сторону хребта, увы, дельтаплан останавливается и пятится хвостом вперед. Высота катастрофически падает, скольжением пытаюсь уйти на более низкий перегиб, ничего не выходит. Понимаю, что могу не пробиться, нужно разворачиваться и пытаться перелететь долину между хребтами и выйти на следующий хребет, а высоты осталось метров 150 над стартом. Разворачиваюсь, дожимаю ручку – 4 и в подветренном роторе пытаюсь дотянуть до хребта. Выхожу над хребтом на 20 метрах. При подлете к хребту «корежило» так, как я  давно уже не испытывал. Фактически я попал в ситуацию, в которой оказался Володя Маевский 28 мая и если он оказался в такой ситуации впервые, то не удивительно, что все силы ушли на борьбу с ротором и турбулентностью, а при посадке просто не хватило опыта, а может везения. Прохожу вдоль хребта, появился набор, пытаюсь галсами поднабрать высоту. Вижу, как ко мне летит «Сталкер» -  это Сергей Стрелов, но высоты у него больше, метров на 100, пройдя над хребтом и ничего существенного не обнаружив, он перелетает на следующий холм, там трактора распахивают пашню – должен быть поток. Продолжаю «скоблить» над своим склоном, но только нули минут через десять и они переходят в минуса. Нужно пытаться перелететь к пашне, Стрелов уже набирает и не плохо. Хватит ли у меня высоты?

Вот и пашня, высоты метров сорок, пытаюсь прижаться к склону, высота падает. Есть «0», вариометр начинает попискивать, но очень низко, да и «болтанка» ветер у земли метров 8. Пытаюсь, используя склон, пробиться к дороге подбор сажусь на краю пашни у дороги. Из-за сильного ветра приходится минут пять стоять, удерживая дельтаплан, только в ослаблении удается отцепиться и положить его на землю. В этот день 20 пилотов заработали очки, лучший результат у Владимира Леуськова 31.2 км второй Сергей Суклета недавно вернувшийся из Свердловска 31.0 км, третий Азат Масалимов 22.6 км. Второй день соревнований разыгран.

7 и 8.06

     Опять нелетная погода. Соревнования под угрозой срыва. Последняя надежда на заключительный день. Очередные положительные эмоции в счет компенсации отсутствия погоды, мы получили от приезда еще одной группы ветеранов Отечественного дельтапланеризма Владимира Сидельникова из Миасса, Владимира Серышева, переехавшего к родителям в Челябинск из Читы, Алексея Ротякова из Челябинска. Опять вечер у костра, гитара в руках Серышева напоминала о друзьях-товарищах и былых годах. А также неизгладимое впечатление от Аскаровской бани на берегу нашей речушки.

9.06.

Заключительный день соревнований, если не удастся разыграть летный день, то видимо, придется принимать волевое решение о зачете чемпионата по двум летным дням, подобные непопулярные решения принимались в 1983 году в Кировске и в 1995 году в Онгудае. Но будем надеяться. Погода неважная, слабый юго-восточный ветер на пологий склон хребта. Попытки наиболее активных пилотов стартовать не приносят результата. Небольшая высота старта не позволяет попасть в более-менее сформированный поток, у некоторых пилотов получалось, обогнув хребет с юга, выйти на западную часть и в районе поселка Идяш и лагеря некоторое время крутится в «0». Оригинально решил проблему выйти на большой высоте к потоку Сергей Суклета. Дождавшись усиления ветра в динамике, прошел вдоль хребта и в ближайшей ложбине перемахнул хребет, нормально прошел зону ротора, выйдя над фермой на значительно большой высоте, но, к сожалению, кроме слабой поддержки ничего не нашел. Всегда активную позицию на старте занимал Михаил Кутузов из Каракана Кемеровской области, стартуя часто без разведчика погоды и в ситуации, когда другие пилоты не видят варианта выпарить. Даже если он ошибался, то второй заезд на старт давал возможность реабилитироваться. За последние годы это, наверное, один из самых активных и результативных пилотов Кузбасса особенно у себя на дельтадроме Каракан.Вот и сейчас, стартовал в усилении ветра пытался в динамике выбраться повыше, расширив свои возможности для поиска термика.

У основания термика ничего не вышло, пришлось уйти на более низкую седловину хребта и, его настойчивость была вознаграждена.

Подошел «пузырь», который вынес его на высоту 100, а затем и выше, метров на 200, это уже шанс уйти на маршрут, а задача минимум у всех участников разыграть день, взяв минимальную, а у лидеров бороться за чемпионство и призовые места. Погода несколько изменилась с момента постановки упражнения. Ветер на высоте дул в сторону Аскарово, а на старте вроде оставался прежний в сторону выбранного маршрута.

И Михаилу приходилось, набирая высоту постоянно уходить в сторону противоположную стороне сноса. Он действовал верно, выбрал до конца, а затем пробивался в сторону маршрута, после трех таких наборов он пробился на северную часть хребта к Равилово и имел высоту около 500 метров.

Это означало, что минимальная дистанция будет взята и летный день, а следовательно и чемпионат, будет считаться состоявшимся. Это всем придало оптимизма и пилоты стали активно стартовать, еще имея возможность заезда на старт. Сразу обострилась и борьба за призовые места. По сумме 2-х летных дней впереди был В. Леуськов (638 очков), второй А.Масалимов (598), третий И.Кропочев (490) и четвертый М. Кутузов (476).

Если Михаилу удастся улететь далеко, то он может и стать чемпионом,но для этого нужно, чтобы как можно больше пилотов пролетело минимальную, тогда его очки возрастут, а если он останется в гордом одиночестве, то даже может не попасть в призеры. Обычно к концу соревнований вылезает так называемая «очковая змея», которая вносит коррективы в тактическую борьбу спортсменов, претенденты на победу или лучшие места в турнирной таблице не столько работают на результат, сколько «пасут» конкурентов. Вот и сейчас на старте прикидывали сколько очков получит Кутузов если будет один.  Но это все из области теории, большинство же пилотов мечтали улучшить свои результаты и хоть в заключительный день все же улететь. Ведь в памяти многих спортсменов и по рассказам  Аскарово славилось дальними полетами и прошлогодний парапланерный рекорд был совершен рядом, в Башкирии.

Все попытки повторить «подвиг» Кутузова не приносили успеха. Я стартовал в очередное усиление, около 10 минут пытался удержаться в динамике у старта, но, увы, попытка сесть на склон, чтобы стартовать еще не получалась, пришлось лететь вниз. Для быстроты второго старта принимаю решение -  подъем дельтаплана в ручную, остальные разбирают и ждут машину. По времени я их опередил, но по энергозатратам видимо нет.

При подъеме пришло на память воспоминание о зональных соревнованиях 1988-го, когда Владимир Бабич, так же в заключительный день соревнований после неудачной попытки тащил свой дельтаплан с минимальной 5 км, чтобы повторить попытку и улучшить свой результат и результат своей команды; тогда ему это удалось. А вот нам нет, повторный старт также не дал результата и минимальная не была взята ни кем, кроме М. Кутузова. Усилившийся верховой ветер не дал Михаилу возможность улететь далеко только на 68 км.

И получил он за это только 14 очков, этого не хватило, чтобы что-то изменить в турнирной таблице, до третьего места его ему не хватало 20 очков.

Вот так, спаситель соревнований розыгрыша 3-го летного дня, остался без награды. Только наша благодарность и поздравления. Вечером нас ждал праздничный ужин-банкет. Утром награждение победителей и закрытие соревнований.

Чемпионом ХХ Чемпионата России стал Владимир Леуськов,Москва.

Серебряный призер Масалимов Азат, Уфа,

бронзовый Игорь Кропочев, Кемеровская обл., г. Каракан.

Какие мысли и мнения возникли по итогам ХХ Чемпионата России. Во-первых, благодарность организаторам соревнований Башкирской ОФ СЛА РОСТО, местным властям за то, что смогли.К сожалению, не получилось ожидаемого праздника из-за гибели Володи Маевского, отсутствия погоды для соревнований вообще и для хороших полетов в частности. Думаю, что проблематично впредь Чемпионаты России проводить в Аскарово. В стране сейчас 3-4 дельтадрома на которых можно проводить зональные соревнования европейской и азиатской части России, это Юца, Аскарово, Алтай с Хакасией. Призеры со скидкой 100, 75,50% от стартового взноса едут на финал, совмещенный с Чемпионатом СНГ или Азиатскими играми в Алма-Ате или на чемпионат с СМС и аэробуксировкой. Дельтапланерному комитету ОФ СЛА России однозначно нужно решать вопросы об участии Сборной команды в международных соревнованиях и  нормальном проведении чемпионатов страны.

 

 

Сайт управляется системой uCoz