Глотов В.ХАКАСИЯ – 2000 (Владимир Глотов)

   Начиная рассказ о зоне Сибири и Дальнего Востока в рамках чемпионата России по парапланерному спорту, сразу решил для себя – о неурядицах перед началом соревнований, о неразберихе с местом проведения полетов, о судейской коллегии – ни слова. Ведь для меня, парапланериста начинающего, это были первые большие соревнования, первые спирали в термиках, первые маршрутные полеты и впечатления от них заслоняют все остальные.

Итак, первый летный день, 30 июня. Задание – полет до цели. Цель –развилка дорог в 28 км от старта в западном направлении. Погода на заказ. Легкий ветерок 2-4 м/с прямо на склон, солнечно и пока прохладно. Быстренько (мандраж все-таки) стараюсь занять место удобное для старта, однако оказывается, что все лучшие уже заняты опытными соперниками. Пристраиваюсь сбоку, раскладываю купол, проверяю прибор, упаковываюсь в комбинезон, подвеску, шлем, перчатки и начинаю крутить головой, осматриваясь.

Постепенно успокаиваюсь и начинаю замечать, что многие в таком же состоянии, что и я. Приход первого потока я прозевал, зато заметил его следы по березовой рощице внизу и во второй поток попал буквально через несколько секунд после старта. Судорожно пытаюсь распределить внимание и отследить все – какая спираль, куда и как протянуть (ведь склон совсем близко), писк вариометра, чей-то купол под ногами, чей-то над головой. В этой нервной круговерти набираю 700м над точкой старта и сломя голову вылетаю из потока. Становлюсь в направлении маршрута, а в голове, мажорно, – уж L нулевое-то у меня сегодня в кармане. Но вариометр неумолимо показывает минус 3-4 и через некоторое время я понимаю, что пора готовиться к посадке, а до L нулевого еще с километр. Сажусь около дороги, торопливо собираю крыло в рюкзак и на ходу забрасывая его за спину, почти бегом спешу к старту. До горы добегаю в сопровождении деревенских ребятишек, снова стартую и после недолгого барражирования в окрепшем динамике ловлю поток. Теперь выкручиваю его почти до упора и, постепенно сносясь по ветру, над L нулевым имею больше километра высоты. Чуть только набор ослабевает, становлюсь по маршруту и только теперь отрываю взгляд от вариометра и компаса. А красота вокруг необыкновенная! Красноярское водохранилище голубой лентой за спиной, озера впереди, внизу деревни, дороги, полосатые поля.

Пока любовался видами, запаса высоты как не бывало. Кручу головой в надежде увидеть кого-нибудь, набирающего высоту, но вижу лишь одинокий, бело-голубой «Прокси» позади и чуть выше себя, идущий тем же курсом. Не успеваю как следует огорчиться по этому поводу, как вдруг меня встряхивает в подвеске, а вариометр радостно пищит и показывает +2+3 м/с. И опять - в спираль и ввысь! Таких потоков по маршруту было еще два, а после как обрезало – везде одни минуса. Нисколько не огорчаясь по этому поводу, протягиваю поближе к дороге, снижаюсь, и на радостях приземляюсь с боковым ветром. Складываю купол, отгоняя любопытных кузнечиков, и громко ору (уши-то заложены) победную песню – ведь это мой первый маршрутный полет и по моим прикидкам я пролетел не меньше 20 км. Я весь наполнен полетом и восторгом! Надо мной проходит тот самый «Прокси» и приземляется метрах в трехстах дальше. Вижу, что пилот направляется ко мне и готовлюсь к встрече – у меня в кармане подвески пакет сушек и бутылка с водой. Между делом на обочине дороги складываю тур из камней – надо же как-то отметить такое событие. Подходит пилот «Прокси» – это Крушевский из фирменной команды ASA , поздравляет меня, я угощаю его сушками, а вскоре вдали показывается машина подбора.

1 июля. Задание – полет до цели – д. Знаменское. Условия – гонка, дистанция – 50 км. Погода – песня, по всему небу грядки кучевых барашков, нижняя кромка под 3000. Ветер на высоте строго по маршруту. В этом полете я сделал большую глупость, оторвавшись от группы и в результате пролетел только 30 км. Наибольший набор над точкой старта по прибору составил 2420м, лучшая скорость подъема +6 м/с. Кстати, эти +6 доставили меня под облако с такой быстротой, что я и глазом моргнуть не успел, а горизонта уже не видно, вместо него – серые космы нисходняков, над головой синеватая вогнутая «линза» в подошве облака. Пришлось удирать из-под гостеприимного облачка на акселераторе. Заходил на посадку на окраину деревни под названием Борозда, рядом с хорошим ориентиром – у развилки дорог и в сопровождении стаи местных пацанов верхом на лошадях и велосипедах. Потом к ним подтянулись и пешие, и все вместе мучили меня расспросами больше часа. А в это время над головой плыли к финишу разноцветные крылья. Возвращался к старту на попутном междугородном Икарусе, водитель которого – большой, пожилой усатый грузин категорически отказался от денег, узнав, что на соревнования мы приехали за свой счет.

Полет до цели с возвращением на следующий день закончился для меня на отметке 6 км. Кроме одного потока у старта, в котором я набрал 1400 м, ничего найти не удалось, несмотря на то, что из потока мы уходили втроем – Александр Токарев из Иркутска, томич Александр Соколовский и я, а поиск вели развернутым строем, разойдясь метров на 300 друг от друга. Качество моего «Эклипса» оказалось выше и из нашей троицы я улетел чуть дальше. Вернувшись к старту, на УАЗе красноярской команды, мы узнали, что разбился на маршруте наш капитан – Антипов Евгений. С врачом удалось поговорить только назавтра утром, а заодно и прорваться к Петровичу в палату. У него закрытые переломы обоих ступней и бедра. По его словам попал в авторотацию на высоте метров 40-50 и пока пытался остановить вращение, времени на запаску уже не осталось.

С тяжелыми мыслями возвращаемся в лагерь и успеваем к выезду на старт. Всю дорогу на гору я чувствовал себя не в своей тарелке - словно кто-то шептал мне: «не летай сегодня». Как я потом жалел, что не послушал этот голос. Поделился мыслями с товарищами по команде – у них состояние не лучше. На старте не стал раскладываться, отошел в сторонку и попытался привести себя в порядок. До закрытия окна оставалось всего полчаса, когда я решил, что готов к старту, но первая же попытка поднять купол закончилась печально. Любимый «Эклипс» пошел в подъем неровно неохотно, словно предчувствуя беду, и пока я пытался его выровнять, пришел резкий порыв ветра, буквально сдернул меня с земли и ударил о камни позади старта. Единственное, что успел – сгруппироваться. Потом резкая боль, лежу на спине, в небе несколько аппаратов набирают высоту, вокруг меня суета, Ваня Абабков с кем-то несут меня в машину. Так закончились для меня соревнования 2000 г. Потом были районная больница в Новоселово, вертолет санавиации, краевая больница в Красноярске, операция, городская больница в Томске, но это уже совсем другая история.

Сайт управляется системой uCoz